Hardware - разное

       

X-Fi: имеющий уши да услышит


Евгений Патий, IT News

Немногие сейчас помнят, что еще два десятка лет назад персональные компьютеры были "немыми" (если не принимать во внимание небольшой динамик PC Speaker). Энтузиастами предпринимались отчаянные попытки снабдить ПК хоть какими-нибудь звуковыми способностями, например, "на коленке" в массовых количествах паялись "ковоксы", подключаемые к параллельному порту. И только 16 лет назад, с появлением легендарного Sound Blaster от Creative Labs, персональный компьютер зазвучал по-настоящему. На долгие годы термины "саунд-бластер" и "звуковая карта" стали синонимами, а подавляющее большинство пользователей совершенно искренне полагали, что любой периферийный звуковой адаптер для ПК называется Sound Blaster по определению, независимо от производителя и архитектурных особенностей.

Оригинальный Sound Blaster имел 11-голосный FM-синтезатор, порт MIDI для подключения музыкального оборудования или джойстика и был способен воспроизводить монофонический звук с 8-битной обработкой. Сегодня подобные характеристики выглядят смехотворными, но к моменту выхода на рынок Sound Blaster такое достижение воспринималось не иначе как волшебство. Благодаря грамотной маркетинговой политике и довольно спокойной атмосфере рынка дискретных аудиорешений для ПК, Creative Labs сумела сохранить свои позиции. И это вызывает уважение. Ведь известно множество случаев, когда производитель инновационного устройства не смог должным образом реализовать преимущества и закрепить успех, растворившись среди более проворных и удачливых конкурентов, как, например, легендарная 3Dfx. Достаточно вспомнить Aureal, поглощенную все той же Creative Labs.

Но есть и другие фирмы, выпускающие дискретные решения: Turtle Beach, продолжающая "влачить процветание", новички в лице чипмейкера VIA, автора удачного решения Envy 24, на базе которого создают конечные продукты другие заметные участники, скажем, Terratec, M-Audio и т. д. Однако на общую расстановку сил данный факт практически не влияет.
Кроме того, нельзя не принять во внимание колоссальное давление на рынок дискретных звуковых карт со стороны производителей системных плат с интегрированными аудиорешениями. Если вначале никто не мог внятно объяснить, зачем на системную плату устанавливать убогий интегрированный аудиочип (существуют же роскошные и качественные внешние решения), то теперь точка зрения радикальным образом изменилась - качество "бортового" звука увеличилось в несколько раз, и рядовой пользователь нынче не понимает, зачем тратить деньги на еще один звуковой адаптер, если есть вполне приличный "из коробки"?

Пожалуй, это уже философский вопрос, способный вызвать очередную волну "религиозных" споров, ведь за время эволюции интегрированного аудио - от полной "непотребности" до вполне приемлемого звучания - производители дискретных карт во главе с Creative Labs отнюдь не сидели сложа руки. И то, что в самом начале считалось недосягаемым и излишним, сегодня клеймится определением "базовая функциональность".

Если с колокольни дискретного звука поглядеть на рынок интегированных звуковых решений даже самого высокого уровня (например, Intel High Definition Audio у чипсетов i915/i925), то выяснится: функциональность "бортового" аудио все-таки остается базовой, значительно отстающей от функциональности полноценных внешних карт. Например, Intel HD Audio можно сравнивать лишь с картами уровня Creative Audigy первого поколения - а это уже действительно базовая функциональность.

Надо сказать, что любители качественного звука без сожаления отключают интегрированный аудиочип - здесь и дань традиции, и неудовлетворенность возможностями интегрированного звука, и знание кое-чего и получше. Сегодняшняя наиболее продвинутая архитектура от Creative Labs носит название EMU10K2.5 - этот чипсет установлен на картах Audigy 2 ZS. Несмотря на все достоинства и возможности, EMU10K2.5 не был разработан с нуля - это лишь очередная переработка легендарного EMU10K1, с которого, можно сказать, началась эра звуковых карт с PCI-интерфейсом в лице Sound Blaster Live! Произошло это семь лет назад.


За столь долгий период уже давно не мешало бы создать и что-нибудь более отвечающее духу времени. При всех доработках и инновациях, EMU10K2.5 тем не менее не вылечен от детских болезней EMU10K1 - взять хотя бы хрестоматийную проблему с частотой дискретизации, которая при обработке данных внутри чипсета составляет 48 кГц (а большая часть аудиоматериала изначально имеет частоту дискретизации 44,1 кГц) ...

И вот наступил момент, который в будущем летописцы от IT несомненно назовут эпохальным. Речь идет об анонсе новой разработки от Creative Labs. И это не какой-нибудь EMU10K3 - новая архитектура именуется X-Fi, с ее помощью компания рассчитывает достичь "Xtreme Fidelity". X-Fi предстоит сообщить большую специализированную вычислительную мощность современным персональным компьютерам, обеспечить качественно новый уровень звуковых эффектов в играх и предоставить широкие возможности различным мультимедийным приложениям. Планы почти наполеоновские.

В целом момент кардинальной переработки архитектуры звукового чипсета может сравниться лишь с 1998 годом - тогда пользователи, изучившие вдоль и поперек великолепные ISA-адаптеры Sound Blaster AWE32 и AWE64, трепетали в ожидании Live! с интерфейсом PCI. Надо сказать, их ожидания оправдались, Live! стал настоящим прорывом. Теперь попытаемся выяснить, что может предложить Creative Labs сейчас, когда новые интерфейсы и новые производительные архитектуры персональных компьютеров способны реализовать самые грандиозные идеи на столь популярном поприще, как игры и мультимедиа.


Содержание раздела